Темы

Вы здесь

Детский сад

Вы любите читать? А читаете? Мы проносимся по жизни с такой скоростью, что считаем излишеством проводить время с книгой в руках, в покое, размышляя и улыбаясь страницам. Чтение – это встреча с собой. Книги как пятна Роршаха –каждый находит в них свой смысл, дополняет эмоциями, украшает воспоминаниями. Читать –значит поглядывать на внутренний компас. Сверяться и находить ориентиры. Ага! Я чувствую, думаю, помню… Приятное свидание с собой – вот что пропало из жизни современного человека. Вернуть внутренний диалог – значит быть в контакте со своим «Я», реинкарнироваться из человека бегущего в человека думающего, размышляющего, философствующего. Нарабатывать мудрость. Иначе что мы передадим своим детям? Пару смс со смайликами? А они своим?! По сему, предваряя статью о том, как приучить ребенка к чтению, я призываю общаться с книгами их родителей. Возобновляйте салонные встречи аристократов XIX века и, например, по воскресеньям после обеда введите традицию обсуждать прочитанное, интересное, взволновавшее. Взрослые закладывают фундамент традиций. Дети ими пропитываются, воспринимают мир именно таким – с чтением, разговорами, обсуждениями. Семья формирует близость человеческих отношений. Современная школа с ее указанием «Выберите правильный вариант и поставьте галочку» без семьи приводит к регрессу общения ограничивается парой полуфраз в социальных сетях. Изменить ситуацию можно и менять ее необходимо! Чтобы увлечь ребенка, недостаточно просто подарить книгу. Рассматривайте вместе иллюстрации, читайте в парке, перед сном, в поездке, придумывайте окончания историй. Поощряйте его естественное стремление узнать буквы, играйте с ним в речевые игры, рисуйте знаки на песке, выкладывайте камешками, рисуйте специальными водными красками в ванной. Как только у малыша получится складывать первые слоги не заставляйте, а увлекайте чтением. Когда мой сын только начинал читать, мы читали по ролям толстенную книгу Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». Он следил пальчиком по репликам и с нетерпением ждал своей очереди. Все может измениться с появлением в жизни ребенка «обязательного чтения» в виде домашних заданий, скучных текстов и принуждения. Но на то они и обязательные, чтобы перевести вектор из зоны удовольствия в сферу умственной работы и развития. Вы можете найти нужный текст в другом издании, с картинками или нарисовать их совместно с учеником, составить с ребенком забавную схему (это очень поможет при пересказе, понимании текста и снимет напряжение). Оставляйте ребенку в качестве поощрения чтение на ночь или по ролям. Формируйте привычку читать, определяя специальное обязательное время для общения с книгой с самого раннего возраста. Например, перед сном, после обеда, на прогулке. Пусть книга станет вашим верным спутником на всех дорогах жизни!
Все дети по-разному привыкают к новым условиям: кружкам, секциям или детскому саду. Одни очень быстро готовы отойти от мамы, но через месяц появляются капризы и нежелание посещать занятия. Другие дети долго держатся за родственника. От чего это зависит? Как помочь малышу привыкнуть к новой обстановке и незнакомому взрослому? Тверской детский психолог и психотерапевт Виктория Гуреева предлагает свое решение этой проблемы. Сначала «я с мамой», потом «я сам» Все дети по мере своего взросления постепенно отделяются от мамы. Чтобы к 3 годам ребенок смог заявить «Я сам», иметь свои собственные интересы и желание общаться с детьми, необходимо сначала «насладиться» отношениями с мамой. Привязанность является основой формирования независимости, и без нее человек не сможет стать личностью. «Насладиться» – это когда оба участника получают удовольствие. Задайте себе вопросы: то, во что Вы играете вместе с ребенком, нравится ему? Малыш радуется? Проявляет ли он свой собственный интерес? Готов ли заниматься самостоятельно без помощи взрослого? Готовы ли Вы поддержать ребенка, когда он нуждается в этом? Что Вы чувствуете, когда показываете малышу занятие? Получаете ли Вы удовольствие как в детстве или только радуетесь успехам ребенка? Не отвлекаетесь ли на посторонние мысли? Можно проводить 24 часа вместе с ребенком, но так и не иметь качественного общения. В современном мире, когда время очень дорого, особенно важно быть «здесь и сейчас» с нашими детьми. Это не количество часов или дней, проведенных вместе. Это процесс, позволяющий быть эмоционально доступным для ребенка и одновременно, двигающий его к независимости. Признаки готовности к самостоятельности Как найти эту середину в отношениях с детьми? Попытаемся разобраться с самого начала. Уже в 6 месяцев ребенок ощущает свое тело, отделенное от матери. Когда он разглядывает ее лицо, трогает нос, бусы, и совсем другое, когда малыш берет в ротик свои ножки. Он сенсорно получает ощущения: мокро, холодно, больно. Это уже дифференциация. Вы можете увидеть, что дети, которые принимают незнакомца с интересом и удовольствием, имеют прочные симбиотические (взаимозависимые) отношения. Тот, кто проявляет дискомфорт при постороннем человеке или предпочитает его, нежели маму, может иметь сложности, которые потом отразятся и на отделении. Еще одним признаком доверия к миру является реакция малыша на прикорм. Как он берет новую пищу? Принимает ли ее его организм? В это время физические проявления особенно отражают то, что происходит в психике малыша. Уйти, чтобы вернуться С 9 до 15 месяцев начинается этап практики и борьбы. Ребенок начинает ходить. Насколько мама готова отпустить ребенка, настолько он и будет активным в освоении внешнего мира. Капризы в это время могут служить сигналом желания ребенка отделиться от матери. Малыши еще не осознают, что мать не часть их самих, поэтому смело пускаются в исследование окружения. Некоторые матери боятся такой самостоятельности и начинают бросаться в крайность через запреты, шантаж, запугивания, стремятся делать своих чад слишком послушными, поскольку сами теряют контроль. В это время особенно важно создать для ребенка безопасную среду в пространстве, а также быть готовым защитить его жизнь. В это время также благоприятно заканчивать кормление грудью. Первая яркая независимость ребенка свидетельствует о его психологической готовности справиться с разочарованиями, если только мама готова утешить малыша словами, объятиями и собственным спокойствием. Падающего - поддержи С 16 месяцев до 2 лет начинается время повторного приближения. Ребенок очень хочет разделить с мамой приобретенный опыт, он особенно остро  ощущает потребность в ее любви и постоянно озабочен тем, где она находится. К детям в этот период приходит осознавание, что они слишком отдалились от своих мам. Задача мамы – поддержать своего малыша, ведь он может прибежать к ней и отойти. Истоком тяжелых психических расстройств в это время может быть поведение мамы, травмирующее ребенка, когда она не отпускает его и не позволяет ему выражать активность, удерживает его рядом с собой. Некоторым женщинам очень сложно поменять свою роль. Ребенок не нуждается эмоционально в маме так сильно, как прежде. Она может начать переключать свое внимание на себя и других людей. Если женщина сама имела сложности в отношениях со своей матерью в таком же возрасте, как и ее ребенок, то, скорее всего, бессознательно в чувствах она будет натыкаться на прошлый опыт. Она может воспринимать своего ребенка эмоционально как часть себя и удерживать его, компенсируя то, что не получила сама. Кормление грудью в это время – яркий пример эмоционального голода, когда тревога заедается, а не осознается. Если женщины задаются вопросом завершения грудного вскармливания, я не советую быстро бросать. Важно заменить физическое утешение на эмоциональное. Для этого сама мама должна получить опыт, когда ее чувства понимают и принимают. Другой вариант, когда мама на стадии повторного приближения не принимает ребенка обратно. Она наказывает его за самостоятельность и активность: «Ушел от меня, вот и иди дальше». Это рождает у дитя стремление держаться за симбиоз. Отказаться от симбиоза можно только прожив его полноценно и имея этот опыт внутри. Ребенок может уходить, когда в его психике сложился хороший образ позитивной матери, и он не исчезает. Образ мамы у ребенка расщепляется на добрую, которая любит, и злую. Дети даже говорят, когда что-то не получили: «Уйди, ты плохая!» Они еще не понимают, что это все разные стороны одной мамы. В это время очень важно, чтобы мама не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения своего ребенка, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым действием, но в то же время, чтобы она мягко направляла его в сторону независимости. Взгляд психотерапевта на отделение от мамы Читать все статьи этого автора На одном из занятий я наблюдала, как двухлетняя девочка манипулировала мамой. Малышка брала одни предметы, бросала, хватала другие, ничего ей было не нужно, лишь внимание мамы. Любые уговоры и запреты вызывали игнорирование или плач. Маме нужна была помощь. Я объяснила, что происходит с ребенком, и в чем она действительно нуждается. Важно было показать девочке, что мама с ней, но необходимо вернуться. Малышка ушла слишком далеко, и тогда я стала посредником, подошла немного поближе, но оставляя дистанцию, сказала: «Мама тут, она ждет тебя, она не может к тебе прийти». Затем подключилась мама, повторив мои слова. Мы дали ребенку время, я снова повторила. Тогда ребенок стал звать маму, женщина снова позвала дочь. Девочка выглянула, постояла еще немного и подошла к маме. Осталось все убрать. Капризы пошли в ход. «Нужно убрать игрушки, мы не сможем потом с ними играть, они потеряются. Ты с мамой будешь убирать или сама?» – это были мои слова. Они начали убирать вместе. В этой ситуации важно было соединить образы плохой и хорошей мамы в один. Женщине было не просто, когда ее дочь плакала в присутствии постороннего человека. Но поддержка в принятии ее чувств вины и стыда, растерянности и злости помогли вместе переступить этот барьер между расщеплением внутри себя. Ведь каждая мать чувствует это, другой вопрос, что она делает, подавляет, выплескивает эмоции или выбирает путь разобраться с ними и трансформировать. В этом может помочь психолог или педагог, любой специалист, который умеет понимать, принимать свои чувства. Другой пример, когда полуторогодовалый ребенок никак не мог принять новую обстановку. Причина оказалась проста. Я третья, а, следовательно, буду отнимать маму у него. Мне пришлось отдалиться на время, пока мальчик не освоится в пространстве. Когда я поняла, что можно немного начать говорить с мамой, то подошла поближе, но еще молчала. Моя улыбка и поддержка были необходимы. Мы смогли поговорить немного, но как только женщина стала погружаться в проблему, она мыслями была уже не тут. Сын начал звать ее, потом хныкать и плакать. Сигналы поступали постепенно, но мама не читала их. Заметив, что ребенку понравилось подниматься и спускаться по лестнице, я предложила маме подойти к нему поближе. В это раз я попросила смотреть только на него, но при этом немного слушать то, что буду говорить. Я озвучивала чувства ребенка, рассказала то, что с ним происходит и как важно проживать качественное общение. Следующее занятие прошло лучше. Мы продолжили так же беседовать с мамой, но пока я была переводчиком, прерывала разговор, когда ребенок подавал сигнал. В этом случае женщина училась быть «здесь и сейчас» со своим ребенком. Об отделении еще не шла речь, необходимо качественное общение, проживание симбиоза. Мы все нуждаемся в поддержке и утешении, не только детям, но взрослым это необходимо. Я готов общаться! К 2-м годам ребенок начинает понимать, что угрожающая и понимающая мама – это одно и то же лицо. С этого возраста до 3 лет ребенок может договариваться с ней, просить не только криком, но и словами. Дети уже способны переносить отсутствие матери, не теряя при этом ее внутри себя. В это время происходит образование внутреннего стабильного образа Я, когда ребенок говорит «Я САМ!» Готовность к детскому коллективу, принятие постороннего взрослого, поиск собственных интересов – свидетельство психологического взросления ребенка. И все зависит от того, как ребенок прошел все предыдущие стадии, были ли ранние расставания с матерью, какие изменения были в отношения малыша и его мамы. Важно не упустить возможности, которые дает природа. Но если это произошло, стоит вернуться и восполнить то, что мы упустили. В какое время это произойдет, решает каждый человек сам. Виктория Гуреева - детский и подростковый психотерапевт, руководитель Монтессори-центра в Твери  Тел.: +7 (904) 353-44-64 e-mail: montessoritver@gmail.com http://vk.com/montessori_club Читайте также Монтессори клуб для родителей Виктория Гуреева о воспитании девочек О раннем развитии по методу Монтессори 8 советов для развития движения ребенка в домашних условиях Статьи Виктории Гуреевой Дайте детству созреть в детстве Творческое развитие детей и бег от реальности Бегство в фантазии и правда жизни, или о том, как дети становятся творческими личностями Иллюзия любви Папины дочки, мамины сыночки Не могу сказать «нет» или непослушные дети Когда малыш готов остаться без мамы? На главную
Первые домашние задания: помогать или нет? Некоторые родители, не сомневаясь, воскликнут «Конечно!» и будут готовы полностью взять эту «непосильную» для хрупких детских плеч ношу на себя. Часть же родителей, желая с малолетства воспитать в своем ребенке самостоятельность, оставят новоиспеченного школьника один на один с «неизвестным зверем» под названием домашнее задание. Только вот результаты будут неутешительными: в первом случае малыш придет к выводу, что домашняя работа его не касается, во втором – что родителям нет дела до него и его проблем. Поэтому, утвердительно ответив на вопрос «Учить ли уроки с первоклассником?», все же попробуем разобраться, как помогать ребенку, не оказывая ему медвежьей услуги. Как правильно учить уроки с ребенком Распределите время. После школы забудьте о ней на время (от сорока пяти минут до двух часов): ребенку необходим отдых. Оптимальное время для выполнения заданий – с трех часов дня до пяти-семи вечера. Не успели? Лучше оставить работу на утро. Каждые полчаса делаем перерыв на пять-десять минут, в противном случае малыш не сможет сконцентрировать внимание на задаче. Приобретите песочные часы: ребенку будет интереснее и легче соблюдать временные рамки. Старайтесь начинать выполнение домашних заданий в одно и то же время: малышу будет легче настроиться. Надо ли помогать учить уроки? Сначала вместе, потом – сам. Применяйте к выполнению домашнего задания тот же принцип постепенного делегирования, что и в обучении любому другому делу. Сначала делайте все задания вместе, потом постепенно оставляйте все больше на самостоятельное обучение. Через некоторое время доверяйте ребенку самому писать и считать, вместе только читайте задание и обсуждайте решение. К концу года предоставьте еще больше самостоятельности, но будьте готовы в начале следующего учебного года начать все заново. Будьте рядом. И речь не о том, чтобы стоять над душой и контролировать каждое движение малыша. Задайте направление работы (помогите спланировать действия, разберите похожий пример задачи и т. д.) и займитесь своими делами, предупредив ребенка о том, что он всегда может обратиться к вам за помощью. Направляйте. Не выполняйте работу за малыша, задавайте направляющие вопросы типа «Что надо сделать (определить, выяснить), чтобы … ? ». Ищите подход. Какие каналы восприятия развиты у Вашего малыша лучше? Визуалу легче разобраться в чем-то, составив схему, набросав рисунок, аудиалу – проговорив задачу, правило, алгоритм действия вслух, кинестетику – меняя положение, перемещаясь по квартире, проще говоря, двигаясь. Предложите малышу разные методы работы и определите, какие способы подходят именно ему. Выходите за пределы «письменного стола». Поиграйте с ребенком в школу, пусть он побудет учителем и «научит» Вас решать задачи и писать буквы. Если малышу никак не удается усвоить какую-то информацию, расклейте по квартире стикеры с поясняющими рисунками или схемами. Почаще как бы между делом просите малыша помочь Вам прочитать, написать, посчитать что-то. Что говорит учитель Внимательно нужно отнестись и к пояснениям учителя по поводу выполнения домашнего задания, так как правила подготовки домашней работы в разных школах порою сильно различаются. Исключение, пожалуй, составляют только положения СанПиН 2.4.2.2821-10, касающиеся времени начала подготовки домашнего задания (15.00-16.00), продолжительности работы (1,5 часа) и отдыха (2 часа перед началом работы, кратковременные перерывы в процессе учебы, физкультминутки длительностью 1-2 минуты), очередности выполнения заданий (начинать с задач средней трудности) и др. Не игнорируйте указания учителя. Даже такие, казалось бы, малозначимые моменты вроде количества клеточек перед знаком играют свою роль в выработке у малыша необходимого автоматизма. Все требования к выполнению домашнего задания учитель озвучит на родительском собрании. Обещаем, что вы очень удивитесь тому, как изменились эти требования с тех пор, как вы сами сидели за партой. Не игнорируйте указания учителя. Даже такие, казалось бы, малозначимые моменты вроде количества клеточек перед знаком играют свою роль в выработке у малыша необходимого автоматизма. Доверяй, но проверяй Даже если Вы уверены, что ребенок все сделал правильно, и уж это-та простая задачка вовсе не нуждается в проверке, просмотрите решение, хотя бы даже для того, чтобы похвалить малыша за хорошо выполненную работу. Внимание родителя к результату подготовки уроков, во-первых, убеждает младшеклассника в родительской любви, а, во-вторых, рождает в нем чувство спокойствия и уверенности, с которым он и пойдет на следующий день в школу. При обнаружении незначительных ошибок, не заставляйте малыша переписывать все, это лишь утомит ребенка и приведет к новым ошибкам. В каком классе дети должны учить уроки самостоятельно На этот вопрос у каждого родителя будет свой ответ, так как потребности каждого школьника индивидуальны. Здесь можно дать лишь один совет – не отказывайте ребенку в помощи тогда, когда он в ней нуждается, не оставляйте его один на один со своими трудностями. Кроме того, сложности с выполнением домашнего задания в любом возрасте могут оказаться лишь вершиной айсберга, скрывая под собой и психологические проблемы. Помогаем готовиться к контрольным Вместе с малышом потренируйтесь распределять время, поиграйте в «контрольную». В процессе такой игры укажите ребенку на то, что необходимо перейти к следующему заданию, если выполнение какой-то задачи вызвало серьезные затруднения. Объясните младшекласснику, что по завершении выполнения заданий, необходимо проверить все до мелочей, так как маленькая ошибка может привести к неверному решению. И, конечно, родителям не стоит придавать излишне важное значение результатам контрольной и «накручивать» ребенка: оценки никак не должны влиять на Вашу любовь к малышу. Учить ли уроки с первоклассником? И шире – надо ли помогать школьнику учить уроки? Мы отвечаем на эти вопросы положительно. Важно лишь соблюдать меру и оставлять малышу возможность проявить свою самостоятельность. Сайт для родителей Растём в Твери Читайте также Развитие полушарий головного мозга у школьников Настольные игры для подготовки к школе Пойти в школу уверенно первокласснику помогут сказки Опять двойка или как оценить оценку Справочник Школы Твери Иностранные языки Образовательные программы для начальных школ Детские специалисты
По разным причинам родители принимают решение отдать ребенка в частный детский сад, но все одинаково хотят быть уверенными в том, что малышу там действительно хорошо. Безопасность, здоровье, хорошие воспитатели, качественное питание, развивающие занятия - приоритетов много. Сделать выбор в пользу того или иного частного детского сада в Твери поможет опыт заведующей детским садом "Art Family" Татьяны Кузнецовой. 10 вещей, на которые стоит обратить внимание при выборе частного детского сада 1. Как вас встретили При первом посещении присмотритесь, легко ли Вас впустили в группы с детьми, попросили ли надеть бахилы. Если Вас пропустили, да еще и в грязной обуви, сразу уходите, можете дальше не смотреть. Пообщайтесь с педагогами, воспитателями, не стесняйтесь спросить у них об образовании, предыдущем опыте работы, используемых методических материалах, по которым они работают. Есть у детского сада разработанная программа на год, или они работают по наитию? Уточните, по какому графику работает детский сад, сколько воспитателей на группу. 2. Распорядок дня Запросите распорядок дня, спросите, в какое время дети спят, в какое гуляют. Осмотрите детскую площадку на предмет качества установленного оборудования, наличия ограждения, чтобы на ней не было никаких острых и режущих предметов. 3. Как относятся к здоровью Узнайте в детском саду, а лучше у других родителей, пропускают ли в группы детей с явными признаками заболевания. Это важно, т. к. есть большая вероятность, что из-за этой ситуации через некоторое время может заболеть вся группа. Узнайте, используют ли в детском саду специальные обеззараживающие аппараты, проветривают ли в течение дня, посмотрите нет ли сквозняков. Всё это влияет на вашего малыша, на его развитие и здоровье. У всех работников детских садов должны быть санитарные книжки, не стесняйтесь спросить об их наличии. 4. Кухня Осмотрите кухню, где готовят пищу, на предмет чистоты, маркировки посуды, как хранятся продукты. Посмотрите на меню, если садик полного дня, ребёнка должны кормить 4-5 раз в день, пища должна быть сбалансирована, а меню разработано на 10 дней. Поинтересуйтесь, где закупают продукты, есть ли сертификаты, подтверждающие качество. 5. Пространство По нормам на одного ребёнка в игровой должно быть два с половиной метра площади, если помещение совсем маленькое, ребёнку будет психологически некомфортно. 6. Возраст детей Обратите внимание на группы - разновозрастные ли они? Существует мнение, что большие дети могут обижать маленьких. Также в такой группе для детей старшего возраста не может быть полноценных развивающих занятий. Так что всем лучше, когда дети разбиты на группы по возрастам. 7. Какие обязательства у сада перед родителями Читайте договор, если детский сад не берет на себя никакую ответственность, насторожитесь. 8. Лицензия Проверяйте уставные документы: кто учредитель, имеют ли они образовательную лицензию, собираются ли они её получать. Если собираются, спросите зачем? С 2011 года в России можно делать детские сады без образовательной лицензии. Спросите руководителя, знают ли они этот закон или думают про себя, что работают вне закона. 9. Нравится ли там малышу Если вы начали ходить в детский садик, понаблюдайте за ребёнком, с желанием ли он идет каждое утро в детский сад? Нравится ли ему там? Если нет, спросите, что не нравится. 10. Безопасность Последний вопрос по счету, но не по важности - детская безопасность. Убедитесь, что помещение безопасно: есть второй выход, есть огнетушители, установлена противопожарная и охранная сигнализация, есть ли камеры видео наблюдения. Современные технологии позволяют родителям просматривать из дома в режиме on-line то, чем занят ребёнок. Запросите доступ, если детский сад откажется, вас это должно насторожить. Кузнецова Татьяна Владимировна, заведующая частным развивающим детским садом "Art Family" Частные детский сад "Art Family" Все частные детские сады Твери На главную