Темы

Вы здесь

Другое

Метод зеленой ручки. Засентябрило, и бодрые ученики зашагали к своим школам в новеньких костюмчиках, с букетами смешанных чувств, ожиданий и сомнений. Заполонили ленты социальных сетей сообщения участливых родителей, вздыхающих об утраченном покое, ожидающих предстоящие конфликты и трудности. Общее настроение - тревожное. А как изменить ситуацию, настроиться на учебный лад, не растеряв доверительных отношений? Для начала, определитесь со своим личным отношением к школе, классу, учителям. Какие чувства в Вас поднимает День знаний? Помните, что не очень приятные воспоминания, страхи, неотработанные личные детские травмы Вы, поневоле передаете своему ребенку. Например, Вы хотите поддержать, приободрить, сообщая: "Не волнуйся!", мало того, что подобная фраза сразу включает внимание на опасность и волнение, а в фоне послания отражается напряжение от сжатых челюстных мышц, или спины, плечей и рук. Таким образом, ребенок получает не поддержку, а скрытое сообщение: "В школе не безопасно, но мама мне в этом не признается, она что-то от меня скрывает, обманывает". Корректнее было бы сказать: "Я вижу, как ты волнуешься, это нормально, я буду рядом". Попробуйте почувствовать разницу между ожиданиями и реальностью, напишите на листке качества "идеального" первоклассника, черты характера, внешний вид…А на обратной стороне припомните свои чувства, эмоции и поведение. Чего бы Вам хотелось тогда? Чего не хватало? Можете ли Вы дать это своему ребенку сейчас? Как показывает практика проведения этого упражнения, разница между ожиданиями и реальностью, очевидна. Идеальный образ первоклассника (аккуратный, собранный, ответственный, отличник...) далек от реального (растерянный, шаловливый, ошибающийся, веселый, любящий побегать, поиграть…) Поэтому, если отрицать реальность в угоду идеалу, то происходит невротизация и родителей, и ребенка. Родительская поддержка во время начала школьного обучения очень важна. Главная забота родителей – поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний. Как же научить его учиться? Нет ни одной методики преподавания, которая бы подходила для всех детей одинаково. К тому же взрослые попадают в ловушку, объясняя новый материал, опираясь на собственные особенности восприятия и запоминания. Например, папа просит ребенка составить план задачи, мама пересказать дословно условие, бабушка учит считать на пальцах. При этом ребенку может не подойти ни один из этих способов, но у него есть свой метод получения и переработки информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Разобраться в этих особенностях поможет психолог, а родителям важно учитывать и характер, и темперамент ребенка и постараться наиболее полно использовать его потенциал. Очень важно стимулировать каждого ребенка самого понимать и формулировать, каким образом он может успешно выполнить то или иное задание. Для этого необходимо спросить: "А как у тебя это получилось посчитать?" Скорее всего, он удивится и ответит: "Не знаю!" Постарайтесь убедить его, что осознание удачного опыта чрезвычайно важно для его дальнейшего обучения. Только сам ребенок - хозяин своего волшебного способа познания. Окрыленный Вашим вниманием и ведущей потребностью "быть хорошим", ученик станет развивать способность к рефлексии, являющейся залогом дальнейшего успешного обучения. Поговорите с ребенком на такие темы: "Какой я", "Что помогает мне аккуратно раскрашивать", "Почему я так пишу", "Какая буква получается самой красивой и почему", "На каких уроках я чаще делаю ошибки", "Когда мне легче всего заниматься" и т.д. Подобная направленность ваших взаимоотношений приведет не только к тому, что ребенок сам научится использовать свои сильные стороны, но и постепенно приобретать готовность нести личную ответственность за свои мысли, поступки, а во взрослой жизни он станет личностью, способной нести ответственность за сделанный выбор. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется Вам элементарным. Запаситесь терпением. Делая замечание, характеризуйте не личность, а конкретные недостатки. Например: "Эта строчка не очень ровная, эта буква ниже, эта выше линии", а не "Ты лентяй и растяпа, буквы ровно написать не можешь!" Старайтесь быть конкретными, не обобщать, не навешивать ярлыков. Мне очень нравится "Метод зеленой ручки", который заключается не в исправлении красным цветом ошибок и, тем самым, фиксации на них, а в выделении зеленым цветом элементов, которые вышли наиболее удачно. Попросите ребенка самому себе что-либо посоветовать для успешного завершения дел. Поделюсь с Вами любимой метафорой: В то время, когда ребенок учится кататься на велосипеде, не умеет еще держать равновесие, падает, мы, разве сердимся? Конечно нет. Мы бежим рядом, поддерживаем его, терпеливо помогаем поднять велосипед не в первый раз, и так до тех пор, пока он не поедет сам. Также стоит поступать и в отношении школьных дел: объяснять непонятное, рассказывать интересное, шутить, вместе делать что-то трудное или увлекательное. И в то время, когда почувствуете встречную активность ребенка, ослабляйте собственную. Таким образом, Вы освободите ему пространство для собственного развития. Анастасия Венедиктова, психолог 
Второе сентября – не праздник? Первое сентября - белые банты, букеты, накрахмаленная форма и радостное многоголосье. А дальше? В следующий понедельник мы можем заметить, что ребенок тяжело просыпается, капризничает, отказывается завтракать. Появляются неожиданные вопросы новоявленного ученика: "А надо ли ходить в школу каждый день?", "Можно ли прийти домой и не оставаться в продленке?", "Когда закончатся домашние задания?" Вслед за праздником приходят будни, меняющие жизнь всей семьи, ведь не только ученик привыкает жить по новому распорядку, его родители тоже. Начинается целый комплекс изменений: меняется основной вид деятельности (с игрового на учебный), ограничение двигательной активности, характер взаимоотношений и со взрослыми, и со сверстниками. Приспособление организма к изменившимся условиям называется адаптацией и происходит постепенно. Начало школьной адаптации Невероятно сложны для организма первые две-три недели, они связаны со значительным напряжением всех систем организма, особенно если выбранная родителями учебная программа и нагрузка не соответствует возможностям самого ребенка. В таком случае, снижается работоспособность и учебная активность. В этот же период обостряются все вялотекущие и хронические диагнозы, особенно неврологические и психосоматические. Очень важно поддерживать здоровье ребенка, в том числе медикаментозно.  А также соблюдать режим сна и бодрствования, прогулок на свежем воздухе.  Только спустя пять-шесть недель нормализуется состояние нервной и сердечнососудистой систем. Легче адаптируются к нагрузкам здоровые, физически развитые дети. Признаки сложной адаптации Характерно ли для вашего ребенка вдруг появившееся двигательное возбуждение или заторможенность, головные боли, снижение аппетита, настроения, нежелание идти в школу, нарушения сна, сноговорение, энурез, провокационное поведение, проявление агрессии. В таком случае, обратитесь к неврологу и школьному психологу. Необходимо снизить учебную нагрузку, обеспечить дополнительный отдых, например, брать еще один выходной по средам и проводить его за городом, или, гуляя в парке; избегать посещения шумных, перевозбуждающих мероприятий, просмотра эмоциональных кинофильмов и компьютерных игр. Полезно купание в комфортной, теплой воде с расслабляющими травами, упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика. Как помочь легче адаптироваться к школе Не менее важный комплекс изменений связан с формированием новой внутренней социальной позиции "Я-ученик" и принятием школьных норм, правил, в том числе правил общения с одноклассниками. Для детей очень важна потребность в любви, осознание себя хорошим и для учителя, и для детей. Положительные эмоции, которые ребенок может получить, общаясь со сверстниками могут облегчить его адаптацию, и наоборот. И здесь важно быть рядом, говорить о чувствах и переживаниях, вселять в него уверенность в собственных силах. Обязательно обсуждайте школьные проблемы со всей семьей в непринужденной обстановке, например, после ужина. Если ребенку трудно рассказывать, помогайте ему конкретными открытыми вопросами, не предполагающими короткие ответы "да" или "нет".  Не сводите всю беседу к разговору об оценках, чтобы он не подумал, что важен не он сам, а его отметки. Вы, прежде всего, родители, его опора и поддержка. Дом должен оставаться домом, а не судилищем после школы. В таком случае, у ребенка не остается места для отдыха и снятия напряжения. Вы наверняка предпочтете не говорить дома о рабочих моментах и проблемах? Постарайтесь выяснить, с кем и в какие игры малыш играл, чем занимался на перемене, что запомнилось за день ему больше всего, что понравилось и, обязательно, что не понравилось. Помните, если негативные переживания не выводить вовне, они начинают саднить внутри, раздражать и способствовать проявлению психосоматических симптомов. Самый простой способ извлечь наружу неприятные переживания и рассеять их - поговорить об этом.  А затем, не забудьте обнять и выразить надежду на то, что завтрашний день принесет удачу и вам, и вашему ребенку! Анастасия Венедиктова, психолог
Говоря о семейном обучении, нужно прежде всего уточнить термины. Есть обучение на дому, которое должна обеспечивать школа в том случае, если имеются медицинские показания, если ребёнок физически не может ходить в школу по состоянию здоровья. И есть «семейное образование»: этот термин закреплён в новом, действующем последние два года федеральном законе. То есть вы можете прийти в школу и сказать: «Мы будем заниматься с ребенком сами», написать соответствующее заявление, и учить его вне школы. Почему выбирают семейное обучение Такая форма обучения становится всё популярнее по всему миру. Причины, которые побуждают родителей так поступать, самые разные. Но можно выделить несколько основных вариантов. Во-первых, эта форма обучения удобна для детей, которые активно, на серьёзном уровне занимаются спортом. У них появляется время для тренировок в необходимом режиме. При этом процесс можно организовать так, чтобы учеба не страдала. Дети-спортсмены очень организованны, а индивидуальные уроки по определению более эффективны. Очевидны и плюсы занятий в малой группе – по сравнению со школьным классом в 25-30 человек, когда только на опрос учеников может уйти треть или половина урока, и не все окажутся вызваны (а значит, не будет понимания учителем, насколько каждый из учеников усвоил материал). Таких проблем нет, если занимается группа не более 6-8 человек. Во-вторых, семейное обучение может быть выходом для ребят, имеющих определенные проблемы со здоровьем, но не настолько тяжелые, чтобы требовать обучения на дому. Скажем, кому-то может быть рекомендована коррекционная школа: профессиональный индивидуальный подход к таким детям, возможный именно при семейном обучении, значительно облегчает плавное, постепенное втягивание в нелёгкий для них учебный процесс. Другие могут не вписаться в школьный коллектив из-за специфических заболеваний, сильно меняющих образ жизни (таких, например, как сахарный диабет и т.д.). Кому подходит семейное обучение. Семейное обучение идеально подходит будущим музыкантам, спортсменам или просто детям с яркими способностями, которых обычная школа тормозит, не давая развиваться в присущем им темпе. Все ситуации трудно перечислить, но принцип очевиден: все дети разные, а значит, и варианты учёбы для них должны быть разные. Как организованно семейное обучение. Итак, вы пришли в школу и написали заявление о переходе на семейное образование. Вашего ребёнка должны обеспечить учебниками – ведь он остаётся прикреплён к школе. Далее, в хорошей школе вам распишут график консультаций – они будут происходить, скорее всего, каждую четверть по всем предметам, а когда школьные педагоги убедятся, что провала не произошло и ребёнок справляется, - раз в полугодие. В конце каждого учебного года обучающийся в форме семейного образования должен сдать экзамены по всем предметам для перевода в следующий класс. В этом я вижу только плюсы. С точки зрения знаний – это хороший повод в конце года повторить пройденный курс и увидеть его заново, целиком, во взаимосвязи разделов. Большая эффективность семейного обучения позволяет выделить для этого время, в отличие от школы (а ведь когда-то в советской школе на такое повторение полностью отводилась четвёртая четверть, и знания были прочными). Важно это и с точки зрения психологии – ребёнок привыкает к экзаменам, они перестают быть для него стрессом, становятся привычным испытанием, которое мобилизует, но не пугает. Понятно, что семье может быть трудно обеспечить самостоятельно обучение ребёнка по всем предметам. Здесь могут помочь консультации профессионалов: например, наша «Школа знаний» уже два года помогает таким детям, и с хорошими результатами. Так что приходите, будем рады помочь вашему ребёнку почувствовать, что учёба – это очень интересно!
Как воспитывать гиперактивного ребенка? И даже как справиться с гиперактивным ребенком - эти и другие вопросы родители задают специалистам неспроста. Согласно медицинским статистическим данным, 39% дошколят и 57% школьников – это гиперактивные дети. К счастью, диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) реально подтверждается только у 1-7% детей во всем мире. Статистика по распространенности данного расстройства очень «размыта», так как нет четко определенного перечня симптомов СДВГ, как нет и единой схемы лечения. Так или иначе, «что-то делать» с гиперактивностью необходимо только тогда, когда она, во-первых, проявляется везде (дома и на улице, в среде родственников и в компании незнакомых людей) и, во-вторых, действительно мешает ребенку общаться и развиваться. Родителям бывает сложно нащупать эту границу самостоятельно, поэтому за советом лучше обратиться к детскому психотерапевту. Гиперактивный ребенок. Что делать родителям Что делать родителям гиперактивного ребенка? В первую очередь, наблюдать. Как правило, СДВГ диагностируется у детей старше 2-3 лет, чаще всего – в школьном возрасте: такие дети обычно часто конфликтуют с учителями и сверстниками, им сложно сосредоточиться, тяжело запоминать информацию, они импульсивны. Просто активный или гиперактивный? Как понять родителям? Но некоторые симптомы СДВГ можно заметить уже с младенчества: малыш плохо и беспокойно спит, много плачет, очень подвижен, подрастая, он постоянно пытается выбраться из манежа, кроватки, коляски и т. д., не может просто стоять или сидеть (что-то делает руками, ногами, елозит), не умеет ходить – только бегает. Как лечат гиперактивность? В Европе и США с таким расстройством принято справляться медикаментозными способами. Однако действенны эти способы только в части временного подавления симптоматики, они не лечат, к тому же, помимо возможных побочных эффектов велика вероятность привыкания к препаратам. Поэтому в России предпочтение отдается поведеченско-двигательной терапии, которая способна в корне изменить ситуацию в лучшую сторону. Очень большая роль здесь отводится родителям, они первые и главные помощники малыша в освоении науки самообладания. Отсюда второй пункт – не пускать ситуацию на самотек, не ждать двух, трех, четырех лет, а принимать меры. Как справиться с гиперактивным ребенком Воспитание гиперактивного ребенка – дело нелегкое, поэтому главное – запаситесь терпением и будьте последовательны. 1. Первое – примите ребенка таким, какой он есть. Важно понимать: он поступает так не со зла, он просто не может вести себя иначе и сам от этого страдает. Не сравнивайте своего ребенка со сверстниками: он у Вас не «плохой», он «другой» и имеет право быть таким. 2. Не принимайте близко к сердцу мнение окружающих. Со стороны часто кажется, что гиперактивность ребенка – результат плохого воспитания и общей «некомпетентности» родителей. Не пытайтесь убедить непрошенных советчиков в своей правоте, не тратьте в пустую силы, оставьте их для своего малыша.   10 правил для родителей гиперактивных детей от Е. О. Комаровского Ряд дельных советов по воспитанию гиперактивных детей дается в одном из выпусков цикла передач «Школа доктора Комаровского». Вот эти правила. 1. Установите контакт: громко обратитесь к ребенку, дотроньтесь до него, поверните к себе, посмотрите в глаза, устраните отвлекающие факторы (выключите телевизор, радио и т. д.). 2. Закон постоянства правил. То, что нельзя сегодня, нельзя и завтра, и послезавтра, и т. д. Правила должны быть конкретны (объясняйте, какие именно штаны в какой именно шкаф нужно вешать), понятны для ребенка и выполнимы. 3. Порядок и безопасность. Поддержание порядка в доме поможет уменьшить возможность травмирования. 4. Режим во всем. Распорядок дня соблюдаем даже в выходные. Так ребенку легче «упорядочить» свою неуемную деятельность. 5. Правило кулика, хвалившего свое болото: находите в малыше хорошее и хвалите его. Громко одобряйте его правильные действия в присутствии других людей. 6. Главное не победа, а участие. Поощряйте старание, не требуя отличного результата. 7. Ветер в паруса. Поддерживайте интересы ребенка, создавайте условия для того, чтобы малыш занимался тем, что у него хорошо получается. 8. Энергию в нужное русло. Чтобы спокойно спать ночью, активно тратим энергию в течение дня. 9. Искусство собираться в поход. Продумывайте поездки, тщательно готовьтесь к ним. В некоторых случаях (например, если там, куда вы собираетесь, будет еще пара гиперактивных детей) стоит от выезда отказаться вовсе. 10. Родители тоже люди. При возможности отдыхайте от детей. Например, попросите бабушку посидеть с малышом, чтобы вы могли сходить в кино. В общем и целом эти рекомендации не отличаются от советов родителям обычных детей, просто для семьи с ребенком-моторчиком эти правила особенно важны. Поэтому не отчаивайтесь, если Вам приходится уживаться с «ураганом»:  Энштейн и Билл Гейтс в свое время тоже были гиперактивными детьми. У Вас особенный ребенок, и в Ваших силах помочь ему справиться с собой и стать успешным. Читайте также Адаптация первоклассников к школе: к чему готовиться родителям? Безопасность детей в интернете. Инструменты для родителей Творческие возможности детей или зачем быть творческим? Как рассказать ребенку о смерти Гиперопека – ловушка для маленького человека Дайте детству созреть в детстве