Темы

Вы здесь

Психология

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми взрослыми. А ведь часто бывает так, что наши дети капризничают, ведут себя плохо, вплоть до того, что мы вообще теряем всякое взаимопонимание со своими детьми. Почему так происходит? Характер человека, самооценка, восприятие себя как личности – эти показатели формируется с самого раннего детства. Соответственно, огромный и самый важный вклад в развитие этих показателей вносят родители. Как говорят, «дети – цветы жизни». И эти «цветы» разные, в зависимости от того, в какой среде они растут. В пустыне, например, растет колючий кактус, ему не хватает воды (внимания).  А в тропическом зеленом лесу – орхидея, там воды (внимания) достаточно. Цветы жизни Для формирования личности важным моментом является поддержка и признание успехов ребенка. Уделяйте время для беседы, желательно вечером, чтобы узнать у ребенка как он провел этот день, что важного произошло с ним сегодня, какое событие запомнилось ему. В ритме нашей жизни у нас не хватает времени на детей, мы замечаем их, когда они шумят, ругаются, приносят плохие оценки. И мы начинаем их «учить жизни». Но ведь и хорошее поведение тоже нужно замечать и поощрять!! Хвалите даже за маленькие победы, за то, что нарисовал рисунок,  что убрал игрушки, получил хорошую оценку и т.д. Признавайте заслуги ребенка, а если  что-то не получается, поддержите его, тем самым закрепляя положительные черты характера и развивая позитивное мышление. Еще очень важный момент – то как мы разговариваем с ребенком. То, что говорит мама, может отличаться от того, что на самом деле она хотела сказать ребенку. И мы потом называем детей непослушными. Например, если вы хотите, чтобы ребенок перестал бегать по квартире, то фраза, сказанная на повышенных тонах «Не бегай!!» скорее всего, останется без внимания. Во-первых, частица «НЕ» часто выпадает из восприятия, и ребенок может услышать вместо запрета на бег, команду «бегай». Во-вторых,  ребенку нужно говорить то, что он должен делать, а не наоборот. «Коля,  ходи, пожалуйста, по квартире». «У тебя ничего не получается!!!», «Ты уже час не можешь прочитать эту страницу!!!». Слушая такие фразы, ребенок как губка впитывает в себя неуверенность, у него появляется злость на родителя, который вместо поддержки показывает раздражение. В ребенке нужно развивать и подкреплять чувство уверенности и способность достигать поставленных целей. «У тебя все получится»,  «Сейчас ты читаешь медленно, но если тренироваться, ты будешь читать на много быстрее». И тут важно, чтобы вы сами действительно в это верили! Такие поддерживающие фразы сформируют уверенную личность и вызовут  у ребенка уважение к своему родителю. Дети копируют взрослых. Поэтому, чем больше положительных моментов вы будете показывать своим детям, тем позитивнее будет их мышление. Делитесь со своими детьми своими успехами и достижениями и радуйтесь за них.  Показывайте им такое поведение, которое хотите видеть в своих детях. Нельзя научить детей терпению, если сами родители его не проявляют. Наши дети – это наше отражение. И напоследок, разрешайте детям мечтать!!! Ведь совсем не обязательно, что их мечты сбудутся, но на пути к этим мечтам они многому могут научится… Автор статьи - Меркурьева Людмила Владимировна, практикующий психолог, консультант (работаю со взрослыми). Член профессиональной психотерапевтической лиги Развивающий центр Логоостровок Читайте также  10 российских психологов, книги которых мы рекомендуем родителям Воспитание гиперактивного ребенка Творческое развитие детей и бег от реальности Бегство в фантазии и правда жизни, или о том, как дети становятся творческими личностями   Дайте детству созреть в детстве Иллюзия любви Папины дочки, мамины сыночки Не могу сказать «нет» или непослушные дети Когда малыш готов остаться без мамы? На главную
Существует мнение, что у детей дошкольного возраста воображение развито лучше, чем у взрослых. Так ли это? Когда одни дети фантазируют безобидно, другие замыкаются в своем внутреннем мире. Как разобраться где ребенок проходит естественный путь развития воображения, а где он далеко ушел от своей нормы? Как помочь малышам развить творческий потенциал и адаптироваться в мире реальности? Об этом наша статья. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Маленькие фантазеры На третьем году жизни ребенка мы можем увидеть первые проявления воображения. К этому моменту у него уже накопился некоторый опыт, который дает материал для работы фантазии. Можно увидеть, как в игре девочка может использовать палку, чтобы накормить кукол. Дети трехлетнего возраста умеют слушать сказки, живо их переживать, иногда от себя дополнять. Пока такое проявление воображения отличаются значительной бедностью в силу малого опыта ребенка и пока еще привязано к восприятию. Еще Ушинский К.Д. писал: «Образы, над которыми работает младенческое воображение, немногочисленны, но зато необыкновенно ярки, так что дитя увлекается ими как бы действительностью. Физическую причину этого следует искать в необыкновенной впечатлительности детского мозга, а психическая причина – неумение отличать действительность от созданий воображения, так как уменье это дается только опытом» (3, с. 98). В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от реальности. Образы, которые представляет ребенок, еще очень неустойчивы. Он легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в машину или дом, а вскоре же после этого в крепость. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны. Восприятие подчиняет воображение и выражается в том, что малыши еще не умеют планировать свою деятельность. Попробуйте спросить, что он будет рисовать, строить или лепить, что будет делать дальше? Часто в самом процессе рисования дети, воспринимая линии рисунка, уточняют или меняют его совсем. Новые линии, в связи с уже нанесенными ранее, вызывают у юного художника новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения. Я наблюдала, как девочка из склеенного из бумаги цилиндра делала птицу, но в итоге получился самолет. У детей старшего дошкольного возраста воображение белее целенаправленно. Они уже начинают планировать, ставить цель и искать способы ее воплощения. В своей деятельности они заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Можно увидеть, как в игре ребенок ищет вещь, которая больше всего подходит, теперь все чаще он выполняет действия, соотносящиеся с реальностью. Например, уже нельзя делать укол плюшевому мишке, не протерев сначала лапку ватой со спиртом, хотя бы воображаемым.   Воображение находит свое место в детской игре, конструировании, строительстве и конечно в изобразительной деятельности. Дошкольники много рисуют, давая простор воображению, но пока не могут полностью реализовать все свои замыслы, так как не хватает навыков. Они нередко дополняют процесс творения рассказом, в котором выражают то, что не могут выразить в рисунке. В младшем школьном возрасте воображение ребенка опирается на довольно значительный жизненный опыт и на возрастающие знания. Его деятельность все больше соотносится с реальностью. В рисовании школьник использует знания принципов построения рисунка, в литературном творчестве опирается на знание правил письменной речи. Продукты такой работы более полноценны, но дети в школьном возрасте чувствуют также и ограничения в творческом воображении, когда не хватает определенных знаний или навыков. Единство мнений Теодюль Рибо, выдающийся французский психолог и педагог, современник Монтессори, отмечал в своих исследованиях закон развития детского воображения. Он состоит в следующем: воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенные критической фазой, которая наступает в  подростковом возрасте. Первый период от рождения до переходного возраста. Кривая IMкруто поднимается вверх и затем долго держится на достигнутом уровне. Интеллект (кривая RO) развивается позже и значительно медленнее, потому что требует гораздо большего накопления опыта и более сложной его переработки. IM - ход развития воображения в первый период RO - ход развития интеллекта, или рассудка MN1 - период упадка или свертывания изображения MX - критическая фаза, которая разделяет оба периода Выготский Л.С. в своем психологическом очерке отмечал: «Эта левая сторона нашего чертежа показывает наглядно то своеобразие, которым отличается деятельность воображения в детском возрасте и которое принималось многими исследователями за богатство детского воображения. Из чертежа легко увидеть, что развитие воображения и рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, но бедности детской фантазии» (1, с. 28). Монтессори также рассматривала связь в развитии воображения и мышления: «Мы должны заботиться, питать внутренний мир ребенка и ждать чудесных проявлений. Если творческое воображение просыпается поздно, то только из-за медленного интеллектуального развития» (2, с. 162). Второй период следует за подростковым возрастом. После встречи двух кривых (в период критической фазы) линия развития воображения MN идет параллельно линии развития интеллекта XO. Если в детском возрасте было явное расхождение в развитии, то соединившись с мышлением, идет теперь с ним в ногу. Это уже не чистое воображение, а смешанное. Но это бывает не у всех. У многих развитие воображения идет по другому пути (кривая MN1). Рибо отмечает: «Творческое воображение при­ходит в упадок – это самый общий случай. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и пр. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно делается только случайностью» (1, с. 29). Критическая фаза (MX) приходится на подростковый возраст, когда происходит глубокое преобразование воображения. Рисование остается занимательным лишь для тех, кто особо одарен в этой деятельности, а также посещающим специальные занятия. Пропадает интерес к фантастике, наивным играм более раннего детства. Теперь подростка все больше привлекает литературное творчество. Итак, подъем воображения, и глубокое его преображение характеризует критическую фазу. Образовательные задачи Все дети в своем развитии проходят одинаковые периоды. Выше мы рассмотрели этапы развития воображения. Но что же делать нам взрослым, чтобы не бросать детей в мире фантазий и грез? Лев Семенович Выготский предложил решение, которое соответствует взглядам Марии Монтессори на образование детей. Он пишет: «Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения» (1, с. 11). Монтессори предлагает не идти на поводу детских фантазий, но создать реальные условия, где семена творчества малышей найдут благоприятную почву для роста и развития: «Ребенок, у которого ничего нет, воображает труднодостижимые вещи. Нищий мечтает о миллионах, раб о троне. Однако тот, у кого есть хоть что-то, привязан к своему имуществу, ухаживает за ним и разумно приумножает... Если у ребенка есть свой дом, своя метелка, тряпка, посуда, мыло и мебель, он с удовольствием заботится об этом. Его желания спокойны, а внутренняя гармония позволяет развиваться творческой активности» (2, с. 156). Предлагаю не покупать игрушечный холодильник, в который остается только класть игрушечные продукты. Лучше показать, где хранятся настоящие овощи и вместе с ребенком приготовить салат для всей семьи. Когда малыш познакомится со свойствами продуктов, их вкусовыми качествами, овладеет навыками мытья, чистки и резания, он сможет творить свои кулинарные шедевры. Просто понаблюдайте, к чему ребенок будет больше тянуться, когда появится реалистичная альтернатива пластмассовым муляжам.   В Монтессори-классе ребенка окружают не игрушки, а настоящие предметы, которыми он может пользоваться в своей работе. К примеру, гладить настоящим утюгом, только маленьким, тряпочки, которые еще вчера постирал в удобных условиях. Подметать мусор после завтрака щеткой для маленького роста, которую можно купить в любом хозяйственном магазине. Это не просто вещи для взрослых, педагоги тщательно продумывают развивающую среду, подбирают предметы, подходящие под рост ребенка, его силы и маленькие ручки. Если у родителей стоит вопрос о бесконечном количестве просьб: «Купи!»,  может, стоит подумать что предложить взамен некоторому количеству игрушек. А что делать педагогам, которые наблюдают построение башни из цветных табличек или скачки животных на ферме? Наблюдать и мягко перенаправлять: «О, что же интересное ты строишь? Вот из этого материала (показать и назвать) получится лучше. Может тебе помочь?» Следует понять ребенка, выстроить доверие и помочь найти в среде то, что сможет удовлетворить его интерес. Может малыш просто нуждается во внимании, чтобы с ним поговорили, пока он кормит маленького жеребенка искусственной травкой: «Детям нравится, когда их мамы заботятся о них, тогда они видят, что малышей любят. Маме приятно думать о своем ребеночке. Хочешь, мы тоже пойдем и что-нибудь приготовим вкусненькое?» Важно завязать диалог, дать возможность высказаться ребенку, а нам понять, что действительно его интересует. Можно помыть игрушки, навести порядок на ферме, расставить детенышей с родителями или просто поговорить о маме, может он скучает. Взрослый стоит одной ногой в мире фантазий ребенка (чтобы лучше его понять и выстроить доверие) путем наблюдения и анализа, а другой ногой в реальности, не позволяя блуждать крохе в бесконечном море грез и мечтаний. «Образование должно помочь ребенку преодолеть этот период, а не удерживать его на одном месте», – писала Мария Монтессори (2, с. 151). В следующей статье мы рассмотрим изобразительную деятельность ребенка, вопросы рассказывание сказок, а также такое крайнее проявление в развитии воображения ребенка, как бег от реальности. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 1991. 2. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. – М., 2006. 3. Ушинский К.Д. Воспитание человека. – М., 2000. Автор - Виктория Гуреева, детский и подростковый психотерапевт, Монтессори-педагог, руководитель Монтессори-клуба для детей и родителей". Читайте также на сайте Растём в Твери Фотоальбом Монтессори клуба Виктория Гуреева, детский и подростковый психотерапевт Иллюзия любви Дайте детству созреть в детстве Не могу сказать «нет» или непослушные дети Папины дочки, мамины сыночки Звездочки на Земле и Звуки музыки - фильмы для всей семьи Дайте детству созреть в детстве Творческое развитие детей и бег от реальности Бегство в фантазии и правда жизни, или о том, как дети становятся творческими личностями Когда малыш готов остаться без мамы? На главную
Часто, собираясь в поездку с детьми, мы задаемся вопросом, чем занять их в дороге? Сейчас существует множество способов: ноутбук, телефон с играми, планшет с мультиками...Гаджеты могут легко занять детей на длительное время, однако и польза от них в дороге совсем не очевидна. Слишком велика нагрузка для глаз, да и психики в целом. Удобно, конечно, когда дети заняты, но так хотелось бы совместить приятное с полезным и найти времяпровождение, которое развивало бы воображение, логическое мышление и увлекало не меньше компьютерных «бродилок-стрелялок»? Как оторвать ребенка от планшета? Чем занять детей в поездке? Мы бы хотели рассказать еще об одном способе развлечения в дороге. Это настольные игры. В настольные игры могут играть одновременно и дети, и взрослые, получая от этого огромное удовольствие, и общаясь друг с другом. К дорожным вариантам игр предъявляются еще и дополнительные требования: легкость правил и компактность, как при транспортировке, так и во время игры. Настольные игры в дорогу Отлично подойдут в поездке, где есть столик (поезде, самолете): Улей (дорожная версия) Логическая игра для двоих. Чем-то напоминает шахматы, но с более витиеватым сюжетом. Тут нет поля, есть только фишки насекомых, которые транспортируются в специальном мешочке. Пчела, жук, кузнечик, муравей, москит, божья коровка и другие представители фауны будут делать тактические перемещения с целью загнать соперника в угол. Или точнее устроить шах и мат главному персонажу улья — пчеле. Необычная в своем исполнении и очень увлекательная игра.   Диксит (колода карт) Великолепная игра в ассоциации в слегка урезанном варианте. Те, кто знаком с игрой, наверняка возразят, что колода — это дополнение к основной игре, в которой есть поле и фишки. Но, так как эти атрибуты в дороге занимают довольно много места, можно взять просто колоду больших красивых карт. Очки, заработанные игроками, можно записывать на обычном листе бумаге, а вместо фишек использовать... пуговицы  или вырезать из цветного картона кружочки и пронумеровать их. Тогда в дороге вы сможете весело развлекать друг друга своим богатым воображением, наслаждаться красочными иллюстрациями карт.   Кем быть? Игра, позволяющая в игровой форме развить коммуникативные навыки при устройстве на работу. У каждой девочки и мальчика в детстве была работа мечты: летчик, художник или модельер. В игре «Кем быть?» можно попробовать себя в разных профессиях, главное -  доказать свою профпригодность. Единственная сложность при устройстве на работу состоит в том, что навыки будут немного не совпадать с выбранной профессией. Поэтому игра станет не только отличным развлечение в дороге, но и тренажером в умении убеждать.   Зевс на каникулах Так как слово «каникулы» заложено в само название игры, мы настоятельно рекомендуем взять ее с собой в поездку. «Зевс на каникулах» - по-настоящему увлекательная игра, в которой придется... считать до ста. Складывать и вычитать числа в уме — это прекрасная разминка для детей и даже многих взрослых, привыкших считать на калькуляторе. Карты сбрасываются в центр стола, называется общая сумма, а греческие боги будут добавлять изюминку в математические вычисления, то обнуляя счет, то доводя его до финишной отметки. Но только захватив фигурку верховного бога Зевса, можно стать победителем раунда. Игры в дорогу без столика А для тех поездок, в которых дорожный столик не предусмотрен, подойдут: Дорожный Алиас Это игра на умение объяснять слова и выражения другими словами без использования однокоренных. Сколько слов сможет объяснить игрок за минуту, на такое количество кружочков перемещается его фишка по миниатюрному игровому полю. Песочные часы будут отмерять время, а восемьдесят карточек со словами можно будет растянуть на всю поездку. В Алиас можно играть командами или каждый за себя, что делает ее прекрасной игрой даже для многолюдных компаний. Данетки Это, пожалуй, хит дорожных игр. Суть игры заключается в том, чтобы распутать загадочную историю. К ее разгадке по очереди допускается только один игрок. При этом на все вопросы он будет отвечать только «да» или «нет». Остальным игрокам придется включить дедукцию и нестандартное мышление. Коробочка с игрой небольшая и содержит только крупные карты с историями, поэтому в дорожной сумке ей легко найдется местечко. И большой бонус: в игру смогут играть все, включая водителя. Ведь всё, что ему понадобится — грамотно формулировать вопросы, приближающие его к разгадке. Среди множества разных «Данеток», предназначенных для детей постарше и взрослых, есть детская версия, в которую можно играть уже с 5-ти лет. Дорожный скраббл Прекрасный вариант для небольшой компании от 2 до 4 человек. Это игра-кроссворд, где игроки из доставшихся им букв будут составлять слова. За каждое слово начисляются очки, которые каждый игрок сможет фиксировать на специальной шкале, расположенной по периметру поля. Прелесть дорожной версии в том, что буквы не улетят даже при самой сильной тряске: все они вставляются в специальные пазы на поле. Причем довольно крепко. Ну а во время транспортировки ваш дорожный скраббл будет представлять собой компактный зеленый чемоданчик. Тик так бумм (компактная версия) Главный и единственный компонент этой игры — маленькая черная бомбочка, которая может  вызвать вопросы на досмотре перед вылетом. Тогда вам придется сыграть в нее с сотрудниками службы безопасности, чтобы показать, что это не опасно, а очень даже весело. Приготовьтесь: в игре нужно будет придумывать слова, содержащие выпавший слог, пока тикает бомба. Саму бомбу придется держать в руках, до тех пор, пока вы не придумаете подходящее слово. Тогда с облегчением можно перекидывать ее другим игрокам. В какой-то момент она «взорвется» (не беспокойтесь - без членовредительства). Играя в «Тик так бумм», можно здорово развить словарный запас, а заодно и потренировать свою эрудицию. Так что, собираясь в дорогу, не забудьте закинуть в дорожную сумку пару-тройку игр. Вы с пользой проведете время, общаясь друг с другом, а ваша поездка наверняка станет яркой и запоминающейся! Приобрести эти и многие другие игры можно в магазине Танго и Кэш в ТЦ Сретенка, 3 этаж На главную Адаптация первоклассников к школе: к чему готовиться родителям? Безопасность детей в интернете. Инструменты для родителей Творческие возможности детей или зачем быть творческим? Как рассказать ребенку о смерти Гиперопека – ловушка для маленького человека Дайте детству созреть в детстве
Подрастая, малыш начинает понимать, что все живое в мире имеет принадлежность к двум разным началам – женскому и мужскому, начинает видеть различия между девочками и мальчиками, женщинами и мужчинами. Ближе к трем годам дети умеют причислять себя к женскому или мужскому полу. Поведение родителей, понимающих сложности, с которыми встречаются как дети, так и взрослые, может помочь преодолеть перевал на пути взаимопонимания нескольких поколений. Власть ребенка В возрасте трех лет ребенок обладает упорством, целеустремленностью и решительностью. Если он не может получить напрямую то, что хочет, беря это или делая это, он может очень громко выражать свое недовольство по этому поводу, рассуждать, логически обосновывать, пытаться найти любые оправдания. Если же все это не срабатывает, он может манипулировать, приставать или ныть и хныкать. Обычно у него достаточно умения и ловкости, чтобы добиться своего. Если мать и отец слабы, трехлетний ребенок может даже взять власть в свои руки и начать командовать в семье. Если родители слишком потакают ребенку или чрезмерно поощряют его, тот становится всемогущим и полным гордыни. Это фаллическая или эдипальная стадии по Фрейду, когда ребенок становится всемогущим и важным. Он верит, что стал, наверное, даже больше своего отца. Его эго оказывается чрезмерно раздуто, совершенно не соответствуя маленькому телу. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать, какого он пола – мальчик он или девочка, но это осознание слабое и неясное, так как не проверено на практике. Ребенок не может удерживать свою всемогущую позицию, если только родители не позволяют ему сделать это. Именно в этом возрасте ребенок должен уступить свое всемогущество и решить вопрос: в чьих руках находится власть – родителей или его самого. Термин Эдипов комплекс взят из греческой мифологии. Исполняется пророчество оракула: Эдип, сам не зная того, убивает отца и женится на матери. С 3-х лет у детей наблюдается насыщенный интерес к отличиям полов. С этого возраста фигура отца становится очень важной для правильного развития ребенка. Постоянно идти на уступки - растить гордыню внутри ребенка. С рождения до 3-4 лет девочки и мальчики очень сильно привязаны к маме. В том числе и эмоционально. Мама удовлетворяет все базовые потребности: кормит, ласкает, купает, укладывает спать. Дочери идентифицируют себя с женщиной, мамой, у сыновей есть задача посложнее: они должны научиться отождествлять себя с отцом. Вместе с тем, интерес к отцу есть и у девочек и у мальчиков. Попробуем разобраться, какие чувства испытывают дети к отцу и матери, с чем сталкиваются во взаимодействии с родителями и в чем суть разрешения сложных жизненных вопросов. Матери производят мальчиков, а отцы – мужчин Все мальчики  примерно с 3-х лет фантазируют, что женятся на маме. Некоторые так и говорят: «Когда я выросту, мама будет моей невестой». Дети предпринимают попытки нарушить запрет этого возраста (инцест). Очень важно, чтобы в этот период поиска своего места, запрет был реален. Ребенок получает хороший базисный опыт, что его фантазии об обладании мамой или папой, остаются в его фантазии, а не в реальности. Когда фантазии совпадают с реальностью – это очень травматично для ребенка. Есть ребенок (мальчик), мама и папа. У малыша возникают фантазии, что у мамы с папой есть отношения, которые ему недоступны. Глядя на них, ребенок начинает ревновать и вытеснять отца, т.к. хочет получить маму. Всю свою любовь и энергию он направляет к маме, а злость к отцу. К примеру, мальчик может не позволять дотрагиваться до нее в его присутствии, «защищать» маму от папы, может пытаться «выселить» отца из родительской кровати. Если вы наблюдаете такое поведение у своего сына, значит ребенок развивается в правильном направлении. Все мальчики должны столкнуться с темой конкуренции с отцом. Но как же пройти эту стадию? Как ребенок может получить маму, всю ее любовь? Ответ прост – стать похожим на отца, идентифицировать себя с ним. Этап борьбы с родителем своего пола может закончиться дружбой и взаимопомощью, осознанием своего места в иерархии. Что же следует делать родителям и педагогам, которые работают с мальчиками в этот период поиска своего места? Папам следует давать победить себя в чем-то. Отцовское признание в этот период очень важно: «Да, я в твоем возрасте этого еще не делал, не знал. Какой ты молодец у нас!» Важно признавать способности сына. Также следует поручать будущему мужчине не женскую работу: строгать, пилить, забивать гвозди, помогать в ремонте машины. Пусть отец научит заколачивать гвозди и пилить доски.  В Монтессори-классе педагоги создают специальный материал, удовлетворяющий потребности мальчиков, дают задания. Обращая на это внимание, подчеркивая их труд, педагоги помогут им почувствовать свою нужность и важность в общем деле группы. Но если отцы не дают конкурировать своим сыновьям: «Я лучший, я папа!», тогда ребенку сложнее идентифицировать себя с мужчиной. Возможно, сам отец имел проблемы в этой стадии. Или другая актуальная проблема нашего времени – вечная занятость. Мужчины так поглощены своей карьерой, всевозможными модными хобби, спортом, встречами с друзьями, что не остается времени на воспитание сына. Что делать в этих случаях? Решать свои психологические вопросы. Очень советуем всем папам посмотреть фильм «Отважные». Его герои – четверо полицейских, справляющихся с самыми опасными преступниками, но оказываются бессильными в вопросах отцовства. Теперь разберемся с поведением матери. В ситуации «Эдипа» запрет существует не только для ребенка, чтобы он не обращал свою любовь к матери буквально. Также запрет существует и для матери, которая тоже должна, по сути, принять важное психологическое решение, что отношение с мужем для нее также важны, как и взаимоотношение с ребенком. Существуют негативные аспекты Эдипова комплекса в поведении женщины. «По самым разным причинам некоторые матери склонны продлевать зависимость своих сыновей… Мать может стремиться удержать сына в этих отношениях, становящихся нездоровой взаимной созависимостью, особенно если у нее отсутствуют полноценные близкие отношения с отцом мальчика. В подобных случаях она может обращать слишком много энергии на мальчика, используя его для восполнения своей потребности в любви и общении таким способом, который не сулит ему ничего хорошего». Отец инстинктивно воспринимает «симбиоз» мамы и сына как нечто нездоровое, стремится разрушить тесную привязанность к матери, которая не идет на пользу взрослеющему мальчику. Таким образом, отец должен стать примером для подражания, показывая сыну, что возможно сохранить любящие отношения с женщиной, его мамой, и одновременно сохранить независимость. В этом смысле отец должен быть здоровым буфером между матерью и сыном. Иногда мама может препятствовать отцовско-сыновней связи, удерживая мужа вдали от мальчика («На улице слишком холодно для него», «Это может ему повредить», «Сегодня он будет помогать мне»), чтобы удовлетворить собственную потребность в мужском присутствии. Сын – это «безопасный мужчина», с которым она может позволить себе тесные эмоциональные отношения, не опасаясь тех конфликтов, которые могли бы возникнуть в отношениях с мужем. Она может слишком быстро бросаться на помощь сыну, защищая его от отца. Когда отец наказывает или игнорирует сына, она может прижимать к себе и утешать мальчика. Ее чрезмерное сочувствие лишает мальчика стимула предпринять столь важное отделение от матери. Кроме того, преувеличенное материнское сочувствие благоприятствует развитию жалости к себе, которая часто свойственна как предгомосексуальным мальчикам, так и взрослым гомосексуалам. Избыточное материнское сострадание может воодушевить мальчика оставаться в изоляции от сверстников своего пола, если он обижен их насмешками или они его гонят». На что только не пойдут женщины! В моей практике был случай, когда отец спал в детской, а сын с матерью в одной кровати в другой комнате. На мой вопрос, что мешает Вам переселить сына в свою комнату, я получила забавный ответ: «Ковер для игры не помещается в детскую, поэтому он лежит в большой комнате, так сыну удобнее играть». Другая мать ответила, что кровать не может купить. В последнее время я часто стала слышать, что матери спят со своими сыновьями. Фантазиям ребенка в таком случае безграничное поле. Вот, поэтому отчасти мы часто стали говорить о маминых сыночках. Проблемы гомосексуальности следует искать в этой стадии. Рекомендую всем родителям, психологам и педагогам книгу, изложенную простым языком с результатами научных исследований, которая называется «Предотвращение гомосексуальности: Руководство для родителей». Авторы Джозеф Николоси и Линда Эймс Николоси. Принцесса, король и королева Посмотрим теперь на поведение девочки. Дочь всю свою любовь направляет на отца, а агрессию к матери. Малышки часто играют в роль королев (король – папа), стремясь занять мамино место. Задача мамы выдержать негативные чувства (нападки: спать с папой, уходи – плохая) и поддержать юную красавицу в этот не простой период. Они могут заниматься женской работой: стряпать на кухне, шить куклам одежду. В группе детей можно увидеть, как девочки и мальчики объединяются в тройки, где каждый играет свою роль. Невооруженным глазом можно увидеть как по-детски проходят они через эту стадию взросления. Дочки матери, борьба за мальчиков (женская конкуренция), записочки о признании в любви, подарки кулончиков, браслетиков и соревнование между мальчиками за девичье внимание. Все это неотъемлемая часть развития. Девочка тоже понимает, что между мамой и папой существуют отношения. Когда запрет возникает в ее психике, тогда она проходит эдипальный период и идет дальше в своем развитии. Позже она будет искать себе принца, ведь место королевы занято мамой. Негативные аспекты этой стадии кроятся в следующих поведениях родителей. Папа в лице дочери может быть ужасным, страшным, алкоголиком, тогда девочка отвращает свою энергию от папы. Иногда сама мать делает его таким в глазах дочери. Еще один случай, когда женщина не дает малышке взаимодействовать с отцом (папа устал, не трогай его и т.д.). Джозеф Николоси пишет:  «Нарциссичная и контролирующая мать, которая принуждает дочь вести себя так, а не иначе (обеспечивая тем самым дочери негативный аспект для идентификации), или же подавленная депрессией, не умеющая постоять за себя или неадекватная мать (слабый аспект для идентификации) – это два наиболее распространенных образа матерей лесбиянок» (1, с. 175). Автор также считает, что лесбиянство возникает как ответ на ситуацию, в которой формируется очень неоднозначное отношение к женственности. В частности, можно решить, что быть женщиной опасно и нежелательно. Роль отца состоит в принятии любви дочери. Папа должен восхищаться прекрасной женской идентификацией девочки: «Какая ты прекрасная, красивая!» Этот позитивный образ нужен для девочки. Если мужчина будет сам убегать, не принимать никакого участия в ее воспитании, не признавать способности дочери, то такое поведение может вызвать сложности в прохождении этой стадии. Завершение Эдипов комплекс подразумевает чувство желания, которое ребенок испытывает по отношению к родителю противоположного пола. Если это чувство не найдет разрешения, то впоследствии, во взрослом возрасте, оно может привести к личностным расстройствам. Родители должны очень осторожно, проявляя минимальное беспокойство, разрешить этот конфликт, что приведет к уменьшению эго ребенка до нормальных размеров ко взаимному удовлетворению ребенка и его родителя. Если родитель делает ребенка равным себе, а также в некоторых случаях, когда взрослый, будучи одиноким родителем, позволяете ребенку эмоционально заменить утраченного либо покойного родителя, он будет наделен чертами того родителя или взрослого, и, таким образом, ему не нужно будет взрослеть. Нельзя смешивать роли Ребенок должен быть ребенком, а вы должны быть родителем. Или одинокая мать говорит своему шестилетнему сыну: «Теперь ты – глава семейства. Ты – отец в доме. Позаботься о своей малышке-сестре. Позаботься о своей матери». Существует много косвенных последствий. Если один родитель жалуется на другого родителя ребенку, последний подсознательно начинает чувствовать себя равным, способным заменить того [плохого] родителя. Поэтому неважно, насколько плохо человек вел себя в роли отца, необходимо учить ребенка уважать это звание, этот пост. Родителям не следует критиковать друг друга в присутствии детей. Мы должны обсуждать и разрешать личные семейные проблемы отдельно, не вовлекая детей. Если родители играют правильную роль в иерархии, они становятся кумирами ребенка и у него начинается процесс усвоения качеств родителя. Он начинает представлять себя в роли отца и матери. Он подражает родителям, играя в папу-маму. Теперь он здоровым способом начинает представлять себя отцом и матерью. Он – маленький отец и маленькая мать, играет в дочки-матери со своими куклами в своем игрушечном доме, готовясь к тому времени, когда сможет быть таким, как отец и мать. Если к 5 годам ребенок не справился с Эдиповым комплексом, то может стать завистливым и ревнивым даже по отношению к родителю, с которым соревнуется. Согласно теории Фрейда Эдипова ситуация теряет свою остроту, уступая место внешним интересам в период латентности. Война между полами необходима детям для самоутверждения в своей половой идентичности. Примерно с 6 до 11 лет дети, особенно мальчики, закрывают свои ряды для лиц противоположного пола. «Мальчишки такие отвратительные», – утверждают девочки. Такое отношение необходимо, чтобы утвердиться в своей половой идентичности. Для того чтобы это сделать, им необходимо окружить себя близкими друзьями одного с ними пола. Таким образом, они прочно устанавливают свое вновь приобретенное чувство «мальчиковости» или «девочковости». Это важное предварительное условие последующего контакта с противоположным полом в подростковом возрасте. В период полового созревания ситуация Эдипа вновь ненадолго обостряется, чтобы полностью разрешиться в юношеский период. Два мощнейших фактора влияют на ее разрешение. Во-первых, взрослея, мальчик все полнее отождествляется с жизненной ролью мужчины и встраивает цели и стандарты отца в собственные поведенческие модели. Аналогично этому взрослеющая девочка постепенно находит радость и удовлетворение в роли женщины благодаря ободрению матери и восхищению отца. В работе с детьми педагогам и другим специалистам следует учитывать особенности поведения детей и также наблюдать себя со стороны. Ведь дети часто показывают своим поведением неразрешенные вопросы нашей психологии. Автор статьи - Виктория Гуреева - психолог, руководитель Монтессори-клуба Дайте детству созреть в детстве Творческое развитие детей и бег от реальности Бегство в фантазии и правда жизни, или о том, как дети становятся творческими личностями Иллюзия любви Папины дочки, мамины сыночки Не могу сказать «нет» или непослушные дети Когда малыш готов остаться без мамы? На главную Детские мероприятия в Твери На главную страницу Растем в Твери