Темы

Вы здесь

Психология

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми взрослыми. А ведь часто бывает так, что наши дети капризничают, ведут себя плохо, вплоть до того, что мы вообще теряем всякое взаимопонимание со своими детьми. Почему так происходит? Характер человека, самооценка, восприятие себя как личности – эти показатели формируется с самого раннего детства. Соответственно, огромный и самый важный вклад в развитие этих показателей вносят родители. Как говорят, «дети – цветы жизни». И эти «цветы» разные, в зависимости от того, в какой среде они растут. В пустыне, например, растет колючий кактус, ему не хватает воды (внимания).  А в тропическом зеленом лесу – орхидея, там воды (внимания) достаточно. Цветы жизни Для формирования личности важным моментом является поддержка и признание успехов ребенка. Уделяйте время для беседы, желательно вечером, чтобы узнать у ребенка как он провел этот день, что важного произошло с ним сегодня, какое событие запомнилось ему. В ритме нашей жизни у нас не хватает времени на детей, мы замечаем их, когда они шумят, ругаются, приносят плохие оценки. И мы начинаем их «учить жизни». Но ведь и хорошее поведение тоже нужно замечать и поощрять!! Хвалите даже за маленькие победы, за то, что нарисовал рисунок,  что убрал игрушки, получил хорошую оценку и т.д. Признавайте заслуги ребенка, а если  что-то не получается, поддержите его, тем самым закрепляя положительные черты характера и развивая позитивное мышление. Еще очень важный момент – то как мы разговариваем с ребенком. То, что говорит мама, может отличаться от того, что на самом деле она хотела сказать ребенку. И мы потом называем детей непослушными. Например, если вы хотите, чтобы ребенок перестал бегать по квартире, то фраза, сказанная на повышенных тонах «Не бегай!!» скорее всего, останется без внимания. Во-первых, частица «НЕ» часто выпадает из восприятия, и ребенок может услышать вместо запрета на бег, команду «бегай». Во-вторых,  ребенку нужно говорить то, что он должен делать, а не наоборот. «Коля,  ходи, пожалуйста, по квартире». «У тебя ничего не получается!!!», «Ты уже час не можешь прочитать эту страницу!!!». Слушая такие фразы, ребенок как губка впитывает в себя неуверенность, у него появляется злость на родителя, который вместо поддержки показывает раздражение. В ребенке нужно развивать и подкреплять чувство уверенности и способность достигать поставленных целей. «У тебя все получится»,  «Сейчас ты читаешь медленно, но если тренироваться, ты будешь читать на много быстрее». И тут важно, чтобы вы сами действительно в это верили! Такие поддерживающие фразы сформируют уверенную личность и вызовут  у ребенка уважение к своему родителю. Дети копируют взрослых. Поэтому, чем больше положительных моментов вы будете показывать своим детям, тем позитивнее будет их мышление. Делитесь со своими детьми своими успехами и достижениями и радуйтесь за них.  Показывайте им такое поведение, которое хотите видеть в своих детях. Нельзя научить детей терпению, если сами родители его не проявляют. Наши дети – это наше отражение. И напоследок, разрешайте детям мечтать!!! Ведь совсем не обязательно, что их мечты сбудутся, но на пути к этим мечтам они многому могут научится… Автор статьи - Меркурьева Людмила Владимировна, практикующий психолог, консультант (работаю со взрослыми). Член профессиональной психотерапевтической лиги Развивающий центр Логоостровок Читайте также  10 российских психологов, книги которых мы рекомендуем родителям Воспитание гиперактивного ребенка Творческое развитие детей и бег от реальности Бегство в фантазии и правда жизни, или о том, как дети становятся творческими личностями   Дайте детству созреть в детстве Иллюзия любви Папины дочки, мамины сыночки Не могу сказать «нет» или непослушные дети Когда малыш готов остаться без мамы? На главную
Существует мнение, что у детей дошкольного возраста воображение развито лучше, чем у взрослых. Так ли это? Когда одни дети фантазируют безобидно, другие замыкаются в своем внутреннем мире. Как разобраться где ребенок проходит естественный путь развития воображения, а где он далеко ушел от своей нормы? Как помочь малышам развить творческий потенциал и адаптироваться в мире реальности? Об этом наша статья. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Маленькие фантазеры На третьем году жизни ребенка мы можем увидеть первые проявления воображения. К этому моменту у него уже накопился некоторый опыт, который дает материал для работы фантазии. Можно увидеть, как в игре девочка может использовать палку, чтобы накормить кукол. Дети трехлетнего возраста умеют слушать сказки, живо их переживать, иногда от себя дополнять. Пока такое проявление воображения отличаются значительной бедностью в силу малого опыта ребенка и пока еще привязано к восприятию. Еще Ушинский К.Д. писал: «Образы, над которыми работает младенческое воображение, немногочисленны, но зато необыкновенно ярки, так что дитя увлекается ими как бы действительностью. Физическую причину этого следует искать в необыкновенной впечатлительности детского мозга, а психическая причина – неумение отличать действительность от созданий воображения, так как уменье это дается только опытом» (3, с. 98). В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от реальности. Образы, которые представляет ребенок, еще очень неустойчивы. Он легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в машину или дом, а вскоре же после этого в крепость. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны. Восприятие подчиняет воображение и выражается в том, что малыши еще не умеют планировать свою деятельность. Попробуйте спросить, что он будет рисовать, строить или лепить, что будет делать дальше? Часто в самом процессе рисования дети, воспринимая линии рисунка, уточняют или меняют его совсем. Новые линии, в связи с уже нанесенными ранее, вызывают у юного художника новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения. Я наблюдала, как девочка из склеенного из бумаги цилиндра делала птицу, но в итоге получился самолет. У детей старшего дошкольного возраста воображение белее целенаправленно. Они уже начинают планировать, ставить цель и искать способы ее воплощения. В своей деятельности они заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Можно увидеть, как в игре ребенок ищет вещь, которая больше всего подходит, теперь все чаще он выполняет действия, соотносящиеся с реальностью. Например, уже нельзя делать укол плюшевому мишке, не протерев сначала лапку ватой со спиртом, хотя бы воображаемым.   Воображение находит свое место в детской игре, конструировании, строительстве и конечно в изобразительной деятельности. Дошкольники много рисуют, давая простор воображению, но пока не могут полностью реализовать все свои замыслы, так как не хватает навыков. Они нередко дополняют процесс творения рассказом, в котором выражают то, что не могут выразить в рисунке. В младшем школьном возрасте воображение ребенка опирается на довольно значительный жизненный опыт и на возрастающие знания. Его деятельность все больше соотносится с реальностью. В рисовании школьник использует знания принципов построения рисунка, в литературном творчестве опирается на знание правил письменной речи. Продукты такой работы более полноценны, но дети в школьном возрасте чувствуют также и ограничения в творческом воображении, когда не хватает определенных знаний или навыков. Единство мнений Теодюль Рибо, выдающийся французский психолог и педагог, современник Монтессори, отмечал в своих исследованиях закон развития детского воображения. Он состоит в следующем: воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенные критической фазой, которая наступает в  подростковом возрасте. Первый период от рождения до переходного возраста. Кривая IMкруто поднимается вверх и затем долго держится на достигнутом уровне. Интеллект (кривая RO) развивается позже и значительно медленнее, потому что требует гораздо большего накопления опыта и более сложной его переработки. IM - ход развития воображения в первый период RO - ход развития интеллекта, или рассудка MN1 - период упадка или свертывания изображения MX - критическая фаза, которая разделяет оба периода Выготский Л.С. в своем психологическом очерке отмечал: «Эта левая сторона нашего чертежа показывает наглядно то своеобразие, которым отличается деятельность воображения в детском возрасте и которое принималось многими исследователями за богатство детского воображения. Из чертежа легко увидеть, что развитие воображения и рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, но бедности детской фантазии» (1, с. 28). Монтессори также рассматривала связь в развитии воображения и мышления: «Мы должны заботиться, питать внутренний мир ребенка и ждать чудесных проявлений. Если творческое воображение просыпается поздно, то только из-за медленного интеллектуального развития» (2, с. 162). Второй период следует за подростковым возрастом. После встречи двух кривых (в период критической фазы) линия развития воображения MN идет параллельно линии развития интеллекта XO. Если в детском возрасте было явное расхождение в развитии, то соединившись с мышлением, идет теперь с ним в ногу. Это уже не чистое воображение, а смешанное. Но это бывает не у всех. У многих развитие воображения идет по другому пути (кривая MN1). Рибо отмечает: «Творческое воображение при­ходит в упадок – это самый общий случай. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и пр. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно делается только случайностью» (1, с. 29). Критическая фаза (MX) приходится на подростковый возраст, когда происходит глубокое преобразование воображения. Рисование остается занимательным лишь для тех, кто особо одарен в этой деятельности, а также посещающим специальные занятия. Пропадает интерес к фантастике, наивным играм более раннего детства. Теперь подростка все больше привлекает литературное творчество. Итак, подъем воображения, и глубокое его преображение характеризует критическую фазу. Образовательные задачи Все дети в своем развитии проходят одинаковые периоды. Выше мы рассмотрели этапы развития воображения. Но что же делать нам взрослым, чтобы не бросать детей в мире фантазий и грез? Лев Семенович Выготский предложил решение, которое соответствует взглядам Марии Монтессори на образование детей. Он пишет: «Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения» (1, с. 11). Монтессори предлагает не идти на поводу детских фантазий, но создать реальные условия, где семена творчества малышей найдут благоприятную почву для роста и развития: «Ребенок, у которого ничего нет, воображает труднодостижимые вещи. Нищий мечтает о миллионах, раб о троне. Однако тот, у кого есть хоть что-то, привязан к своему имуществу, ухаживает за ним и разумно приумножает... Если у ребенка есть свой дом, своя метелка, тряпка, посуда, мыло и мебель, он с удовольствием заботится об этом. Его желания спокойны, а внутренняя гармония позволяет развиваться творческой активности» (2, с. 156). Предлагаю не покупать игрушечный холодильник, в который остается только класть игрушечные продукты. Лучше показать, где хранятся настоящие овощи и вместе с ребенком приготовить салат для всей семьи. Когда малыш познакомится со свойствами продуктов, их вкусовыми качествами, овладеет навыками мытья, чистки и резания, он сможет творить свои кулинарные шедевры. Просто понаблюдайте, к чему ребенок будет больше тянуться, когда появится реалистичная альтернатива пластмассовым муляжам.   В Монтессори-классе ребенка окружают не игрушки, а настоящие предметы, которыми он может пользоваться в своей работе. К примеру, гладить настоящим утюгом, только маленьким, тряпочки, которые еще вчера постирал в удобных условиях. Подметать мусор после завтрака щеткой для маленького роста, которую можно купить в любом хозяйственном магазине. Это не просто вещи для взрослых, педагоги тщательно продумывают развивающую среду, подбирают предметы, подходящие под рост ребенка, его силы и маленькие ручки. Если у родителей стоит вопрос о бесконечном количестве просьб: «Купи!»,  может, стоит подумать что предложить взамен некоторому количеству игрушек. А что делать педагогам, которые наблюдают построение башни из цветных табличек или скачки животных на ферме? Наблюдать и мягко перенаправлять: «О, что же интересное ты строишь? Вот из этого материала (показать и назвать) получится лучше. Может тебе помочь?» Следует понять ребенка, выстроить доверие и помочь найти в среде то, что сможет удовлетворить его интерес. Может малыш просто нуждается во внимании, чтобы с ним поговорили, пока он кормит маленького жеребенка искусственной травкой: «Детям нравится, когда их мамы заботятся о них, тогда они видят, что малышей любят. Маме приятно думать о своем ребеночке. Хочешь, мы тоже пойдем и что-нибудь приготовим вкусненькое?» Важно завязать диалог, дать возможность высказаться ребенку, а нам понять, что действительно его интересует. Можно помыть игрушки, навести порядок на ферме, расставить детенышей с родителями или просто поговорить о маме, может он скучает. Взрослый стоит одной ногой в мире фантазий ребенка (чтобы лучше его понять и выстроить доверие) путем наблюдения и анализа, а другой ногой в реальности, не позволяя блуждать крохе в бесконечном море грез и мечтаний. «Образование должно помочь ребенку преодолеть этот период, а не удерживать его на одном месте», – писала Мария Монтессори (2, с. 151). В следующей статье мы рассмотрим изобразительную деятельность ребенка, вопросы рассказывание сказок, а также такое крайнее проявление в развитии воображения ребенка, как бег от реальности. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 1991. 2. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. – М., 2006. 3. Ушинский К.Д. Воспитание человека. – М., 2000. Автор - Виктория Гуреева, детский и подростковый психотерапевт, Монтессори-педагог, руководитель Монтессори-клуба для детей и родителей". Читайте также на сайте Растём в Твери Фотоальбом Монтессори клуба Виктория Гуреева, детский и подростковый психотерапевт Иллюзия любви Дайте детству созреть в детстве Не могу сказать «нет» или непослушные дети Папины дочки, мамины сыночки Звездочки на Земле и Звуки музыки - фильмы для всей семьи Дайте детству созреть в детстве Творческое развитие детей и бег от реальности Бегство в фантазии и правда жизни, или о том, как дети становятся творческими личностями Когда малыш готов остаться без мамы? На главную
Часто, собираясь в поездку с детьми, мы задаемся вопросом, чем занять их в дороге? Сейчас существует множество способов: ноутбук, телефон с играми, планшет с мультиками...Гаджеты могут легко занять детей на длительное время, однако и польза от них в дороге совсем не очевидна. Слишком велика нагрузка для глаз, да и психики в целом. Удобно, конечно, когда дети заняты, но так хотелось бы совместить приятное с полезным и найти времяпровождение, которое развивало бы воображение, логическое мышление и увлекало не меньше компьютерных «бродилок-стрелялок»? Как оторвать ребенка от планшета? Чем занять детей в поездке? Мы бы хотели рассказать еще об одном способе развлечения в дороге. Это настольные игры. В настольные игры могут играть одновременно и дети, и взрослые, получая от этого огромное удовольствие, и общаясь друг с другом. К дорожным вариантам игр предъявляются еще и дополнительные требования: легкость правил и компактность, как при транспортировке, так и во время игры. Настольные игры в дорогу Отлично подойдут в поездке, где есть столик (поезде, самолете): Улей (дорожная версия) Логическая игра для двоих. Чем-то напоминает шахматы, но с более витиеватым сюжетом. Тут нет поля, есть только фишки насекомых, которые транспортируются в специальном мешочке. Пчела, жук, кузнечик, муравей, москит, божья коровка и другие представители фауны будут делать тактические перемещения с целью загнать соперника в угол. Или точнее устроить шах и мат главному персонажу улья — пчеле. Необычная в своем исполнении и очень увлекательная игра.   Диксит (колода карт) Великолепная игра в ассоциации в слегка урезанном варианте. Те, кто знаком с игрой, наверняка возразят, что колода — это дополнение к основной игре, в которой есть поле и фишки. Но, так как эти атрибуты в дороге занимают довольно много места, можно взять просто колоду больших красивых карт. Очки, заработанные игроками, можно записывать на обычном листе бумаге, а вместо фишек использовать... пуговицы  или вырезать из цветного картона кружочки и пронумеровать их. Тогда в дороге вы сможете весело развлекать друг друга своим богатым воображением, наслаждаться красочными иллюстрациями карт.   Кем быть? Игра, позволяющая в игровой форме развить коммуникативные навыки при устройстве на работу. У каждой девочки и мальчика в детстве была работа мечты: летчик, художник или модельер. В игре «Кем быть?» можно попробовать себя в разных профессиях, главное -  доказать свою профпригодность. Единственная сложность при устройстве на работу состоит в том, что навыки будут немного не совпадать с выбранной профессией. Поэтому игра станет не только отличным развлечение в дороге, но и тренажером в умении убеждать.   Зевс на каникулах Так как слово «каникулы» заложено в само название игры, мы настоятельно рекомендуем взять ее с собой в поездку. «Зевс на каникулах» - по-настоящему увлекательная игра, в которой придется... считать до ста. Складывать и вычитать числа в уме — это прекрасная разминка для детей и даже многих взрослых, привыкших считать на калькуляторе. Карты сбрасываются в центр стола, называется общая сумма, а греческие боги будут добавлять изюминку в математические вычисления, то обнуляя счет, то доводя его до финишной отметки. Но только захватив фигурку верховного бога Зевса, можно стать победителем раунда. Игры в дорогу без столика А для тех поездок, в которых дорожный столик не предусмотрен, подойдут: Дорожный Алиас Это игра на умение объяснять слова и выражения другими словами без использования однокоренных. Сколько слов сможет объяснить игрок за минуту, на такое количество кружочков перемещается его фишка по миниатюрному игровому полю. Песочные часы будут отмерять время, а восемьдесят карточек со словами можно будет растянуть на всю поездку. В Алиас можно играть командами или каждый за себя, что делает ее прекрасной игрой даже для многолюдных компаний. Данетки Это, пожалуй, хит дорожных игр. Суть игры заключается в том, чтобы распутать загадочную историю. К ее разгадке по очереди допускается только один игрок. При этом на все вопросы он будет отвечать только «да» или «нет». Остальным игрокам придется включить дедукцию и нестандартное мышление. Коробочка с игрой небольшая и содержит только крупные карты с историями, поэтому в дорожной сумке ей легко найдется местечко. И большой бонус: в игру смогут играть все, включая водителя. Ведь всё, что ему понадобится — грамотно формулировать вопросы, приближающие его к разгадке. Среди множества разных «Данеток», предназначенных для детей постарше и взрослых, есть детская версия, в которую можно играть уже с 5-ти лет. Дорожный скраббл Прекрасный вариант для небольшой компании от 2 до 4 человек. Это игра-кроссворд, где игроки из доставшихся им букв будут составлять слова. За каждое слово начисляются очки, которые каждый игрок сможет фиксировать на специальной шкале, расположенной по периметру поля. Прелесть дорожной версии в том, что буквы не улетят даже при самой сильной тряске: все они вставляются в специальные пазы на поле. Причем довольно крепко. Ну а во время транспортировки ваш дорожный скраббл будет представлять собой компактный зеленый чемоданчик. Тик так бумм (компактная версия) Главный и единственный компонент этой игры — маленькая черная бомбочка, которая может  вызвать вопросы на досмотре перед вылетом. Тогда вам придется сыграть в нее с сотрудниками службы безопасности, чтобы показать, что это не опасно, а очень даже весело. Приготовьтесь: в игре нужно будет придумывать слова, содержащие выпавший слог, пока тикает бомба. Саму бомбу придется держать в руках, до тех пор, пока вы не придумаете подходящее слово. Тогда с облегчением можно перекидывать ее другим игрокам. В какой-то момент она «взорвется» (не беспокойтесь - без членовредительства). Играя в «Тик так бумм», можно здорово развить словарный запас, а заодно и потренировать свою эрудицию. Так что, собираясь в дорогу, не забудьте закинуть в дорожную сумку пару-тройку игр. Вы с пользой проведете время, общаясь друг с другом, а ваша поездка наверняка станет яркой и запоминающейся! Приобрести эти и многие другие игры можно в магазине Танго и Кэш в ТЦ Сретенка, 3 этаж На главную Адаптация первоклассников к школе: к чему готовиться родителям? Безопасность детей в интернете. Инструменты для родителей Творческие возможности детей или зачем быть творческим? Как рассказать ребенку о смерти Гиперопека – ловушка для маленького человека Дайте детству созреть в детстве
Четырехлетняя Лиза ноет вечером в раздевалке детского сада: «Мам, ну я не хочу на танцы! Мам, давай не пойдем на танцы! Мам, пойдем домой! Мам, я не хочу!» Мама сочувственно вздыхает и говорит: «А ты думаешь, я хочу на работу ходить? Но хожу же ведь!» Теперь вздыхает Лиза, никнет и начинает тихо одеваться. Сколько всего проносится в голове у мамы! И дочку жалко, и танцы – это же для развития и здоровья полезно, и деньги заплатили, и в прошлый раз прекрасно пошла, а сейчас капризничает просто, и все же занимаются, потом спасибо скажет… А кто из нас не слышал историй о том, как ребенок сдавал выпускной в музыкальной школе, хлопал крышкой пианино и больше в жизни не подходил к инструменту? С другой стороны, недавно общалась с двадцатилетней дочкой своей знакомой, которая с сожалением говорила о том, что она в свое время бросила художественную школу, а мама не настояла, не заставила продолжать. А теперь эти навыки пригодились бы. Так как же быть? Прислушиваться к ребенку и не заставлять? Или настаивать на продолжении занятий? В дошкольном возрасте основным видом деятельности у ребенка является игра. Все занятия проходят в игровой форме, радость, удовольствие, положительные эмоции – основной мотив и двигатель деятельности. Ребенок не настроен преодолевать трудности, воспитывать себя, он не обладает сознанием и самодисциплиной взрослого. Он живет в моменте «здесь и сейчас», будущее для него туманно и не является побудителем к действию. Ожидать от детей присущего взрослым «здравого смысла» не приходится. Поэтому если ребенок вчера с удовольствием бежал на рисование, а сегодня ноет: «Не хочу идти!» для принятия верного решения взрослому необходимо понять, действительно ли «виновато» рисование или это влияние текущего момента, плохое настроение, эмоция, которая доминирует в данный момент времени. Может быть, ребенок пресытился данным видом деятельности и необходимо дать ему перерыв. Да, занятия оплачены, да он отстанет по программе, но занятия из-под палки навредят малышу значительно сильнее, чем пропуск одного-двух посещений. А плохое настроение можно попытаться развеять. Выйдите на улицу, попрыгайте через лужи, покормите голубей, просто посидите в обнимку… Ребенок может повеселеть и сам попроситься на занятие. А если нет, то вы поймете, что именно эмоционального контакта и общения с вами ему сейчас не хватает. И это ему нужнее в данный момент, чем очередные 10 новых слов на английском языке. Мама Саши рассказывает, что сегодня в очередной раз он не хотел идти на тренировку. «Мы с папой хором его уговаривали, говорим, что в школу скоро идти, нужно быть сильным, мальчик должен уметь за себя постоять, дать сдачи». А я наблюдаю за Сашей. Он такой степенный, спокойный, уверенный в себе малыш. Как раз из тех, которые завоевывают уважение и авторитет ребят без всяких драк. Надо ли оно ему? По его мироощущению очевидно, что нет. Для чего же мама с папой внушают неуверенность ребенку, донося до него мысль о том, что в школе его будут обижать, и надо будет драться? Для чего «на всякий случай» учить ребенка приемам борьбы, когда, возможно, он захотел бы кататься на лыжах? Ведь забота о здоровье – основное назначение спорта! Отчего же мы вкладываем в голову мальчика, что спорт нужен, чтобы уметь драться? Для чего говорить девочке, что занятия танцами пропускать нельзя? Ведь с раннего детства у человечка сложится представление о собственной несвободе, о том, что у нее нет выбора, о том, что она ничего не может решать за себя. А это основа личности! Другое дело, когда речь идет о школьнике. Тут ребенок уже в состоянии себя контролировать. Он может уважать себя за решение сложных задач, преодоление своих слабостей, за достижения, за победы. Здесь с ребенком надо сотрудничать, помогая ему там, где он сталкивается со сложностями: настроить на победу, помочь извлечь уроки из поражения, научить организовывать свое время. И делать это не требуется постоянно, а только в те моменты, когда ребенок «забуксовал», когда столкнулся с чем-то новым и непонятным, когда он в чем-то ошибся или ему очень трудно. А это случается, как вы понимаете, не каждый день. Если же ребенок хочет принять кардинальное решение о том, чтобы, скажем, оставить музыкальную или спортивную школу, необходимо понять, делает ли это ребенок, потому что осознал, что это направление «не его» или потому что он не справляется с нагрузкой. Во втором случае вы можете, скажем, забрать ребенка из музыкальной школы, но отправить его заниматься в музыкальную студию, где занятия проходят не так часто, домашние задания не так объемны и нет дополнительных предметов. Так ребенок сможет продолжать заниматься музыкой, а негатив будет снят. И зачастую именно родительские амбиции ведут к неверному решению. Если родители давят на ребенка и заставляют заниматься несмотря ни на что, ребенок может либо пойти на конфликт, либо поддаться давлению. В первом случае степень доверия родителям и их авторитет резко падают, во втором - падает самооценка ребенка. Все родители желают своим детям добра. Главное не пропустить тот момент, когда стремление дать ребенку лучшее перерастает в требование отдачи в виде дипломов, призовых мест, достижений и побед. Приводя ребенка в секцию, будьте готовы к разным сценариям: и к тому, что он станет чемпионом, и к тому, что через полгода он ее бросит. Но не пускайте эти процессы на самотек. Обсуждайте, беседуйте с ребенком, помогая ему больше узнать о самом себе, раскрыться и сформироваться как личности. автор: Инна Вуймина Читайте так же: В каком возрасте вести ребенка в спортивную секцию? Виды спорта для детей. Что выбрать? Творческие возможности детей или зачем быть творческим? Режим дня для ребенка